17 жовтня 2021 5:55
На головну Контакт Про академію Новини Аналітичні матеріали Події академії Семінари, конференції Інформаційні ресурси Форум
Аналітичні матеріали
Сьогодні Білорусь розколота
15.03.2011

- Ваша оценка событий 19 декабря в Минске?

- Власть перешла тот порог, после которого она может называть себя легитимной. Более семьсот человек были брошены за решетку, из десяти кандидатов в президенты арестованными оказались семь. Эта цифра достойна книги рекордов Гиннеса. Власть испугалась того, что на улицы Минска вышло так много людей – порядка 30-40 тысяч – и у нее началась истерика. В результате ее действий в последний момент были сорваны  уже достигнутые с Западом договоренности по поводу признания легитимности прошедших выборов, и Запад вынужден был пойти на попятную и ввести визовые санкции.

Что касается оппозиции, то она также оказалась не готова к тому, что Площадь соберет так много протестующих. Кроме того, что среди кандидатов в президенты не было явного лидера, у них еще и не было детально проработанного плана самой Площади. В результате они начали импровизировать и не смогли управлять толпой. Вполне допускаю, что план проведения Площади был только у одного кандидата в президенты – Владимира Некляева, но на него за полчаса до начала мероприятий на Площади напали неизвестные и избили, в результате чего он попал в реанимацию, из которой его потом выкрали и увезли в тюрьму.

Главными результатами 19 декабря можно считать следующие. Во-первых, Беларусь оказалась резко расколота на сторонников Александра Лукашенко и его противников. Во-вторых, был сорван намечающийся междусобойчик между Александром Лукашенко, частью его окружения и Западом. В-третьих, Запад окончательно сформировал свое мнение о том, что Лукашенко не договороспособен и его надо менять. В-четвертых, Россия решила свои задачи по втягиванию республики в свою геополитическую и экономическую орбиту. Дело в том, что путь Лукашенко на Запад, особенно на фоне судьбы Мубарака и Каддафи, закрыт. Там его ждет только Гаага.

- Насколько серьезны действующие на сегодня визовые санкции Евросоюза в отношении целого ряда белорусских чиновников?

- Принятое 1 февраля Евросоюзом решение относительно санкций в ответ на сфальсифицированные итоги выборов и репрессии в отношении кандидатов в президенты и гражданского общества Беларуси в целом больше всего напоминает известную фразу из футбольного лексикона - "замах - на рубль, удар - на копейку". Сколько было грозных заявлений, вставаний в позу, переговоров, шума в европейских СМИ и т.д. А кончилось чем? Громким европейским пшиком.

Мы все в очередной раз стали свидетелями традиционного европейского политического лицемерия. О чем идет речь и о чем говорят все белорусские прозападные политологи? Что Европа не смогла принять в отношении Беларуси экономическии санкции, т.к. это якобы затрагивает какие-то ее экономические интересы. Смешно. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно задать один простой вопрос: сколько процентов занимает экспорт нефтепродуктов и нефти из Беларуси на европейском рынке? - Менее одного процента. Что, Европа не могла бы найти замену мизерному в европейских масштабах нефтеэкспорту из РБ? Да спокойно, без особых проблем, особенно с учетом принятого вчера решения ОПЕК.

Что же тогда лежит в основании принятого министрами иностранных дел Евросоюза в отношении Беларуси? Только геополитика. Европа посмотрела, что делает Лукашенко, и поняла, что экономические санкции со стороны ЕС только закрепят и усилят российское влияние в Беларуси. Но т.к. Европа рассматривает Беларусь и демократию в Беларуси не сами по себе, а только в контексте геополитического противостояния с Россией, то, соответственно, на демократию, права человека, принципы, да и на Беларусь в целом можно и просто наплевать в том случае, если на кону стоят стратегические интересы Брюсселя. Вот такая цена европейским стандартам и нормам, обещаниям и принципам.

Политика в очередной раз взяла верх над экономикой. Принятому министрами иностранных дел Европы решению в европейской истории полно аналогий. Самая известная и трагическая - проводимая ведущими западными державами политика умиротворения агрессора в середине прошлого века, которая обошлась миру в десятки миллионов жизней. Вместо того, чтобы совместно с СССР задушить фашизм в зародыше, Польша, Англия и Франция терпеливо его взращивали, чтобы столкнуть с молодым советским государством.

То, что сегодня делает Европа - явление такого же порядка, пусть и в тысячи раз меньшее по своей сути. Только главного это не меняет. Принятым решением Европа показала, что готова торговаться. На кону - сколько оппозиционеров пройдет в парламент в следующем году. Судьба бывших кандидатов в президенты и остальных "узников режима" становится исключительно инструментом в этом торге и не больше. Европа должна засвидетельствовать прогресс в отношениях с режимом. Этого ей будет достаточно в преддверие президентских выборов в Беларуси в 2015 году.

- Внесение массы белорусских чиновников в "черный список" Интерпола и ЕС - отразится ли как-то на внешней политике Беларуси?

- Пока это никак не отразилось. Дело в том, что правящая элита пребывает в состоянии осажденной крепости. Поэтому им не до поездок. С другой стороны, это персональные санкции против конкретных людей. Они никак не могут отразвится на внешней политике как явлении совсем другого порядка. Подвинуть правящую элиту к пеерсмотру своих позиций могут только экономические санкции, поскольку экономика республики и так дышит на ладан. По сути, от Европы требуется только одно – запретить экспорт из республики нефти и нефтепродуктов, и все. Беларусь в течении одного-двух месяцев окажется в состоянии дефолта. Однако Европа боится усиления влияния в республике России, поэтому не торопится делать такой шаг. Вместе с тем, к этому ее активно подталкивают США, которым надоело иметь дело с Лукашенко. Они думают, что пусть лучше вместо него придет кто-нибудь другой, с которым, как они думают, они смогут договориться.

- Что изменилось после выборов президента в Беларуси во внутренней и внешней политике?

С момента проведения выборов президента Белоруссии прошло почти три месяца. Однако, как показывает анализ, состоявшиеся 19 декабря "выборы" не только не решили ни одной внутри- или внешнеполитической проблемы современной Беларуси, но только усугубили их. Только одно перечисление этих проблем займет достаточно много места, поэтому упомянем лишь одну из них, главную - легитимность избрания Александра Лукашенко главой белорусского государства находится под большим вопросом. Соответственно, этот фактор непосильным бременем ложится на белорусскую власть, как в проведении внутренней политики, так и в достижении внешнеполитических целей.

19 декабря завершился только очередной этап борьбы за вектор геополитического развития республики, который тут же, буквально 20 декабря перешел в новую, еще более динамичную и жесткую фазу по причине того, что, к сожалению, 19 декабря не решило ни одной внутри- или внешнеполитической проблемы современной Беларуси.

Пространство маневра для правящего клана резко сузилось. Вместе с тем, и Россия, и США-ЕС добились реализации своих целей. Можно ожидать продолжения давления с их стороны, т.к. нынешнее руководство республики мало того, что имеет очень серьезные проблемы с легитимностью - у него нет никаких ресурсов, ни политических, ни экономических для длительного маневрирования в таком узком пространстве.

Кроме того, после 19 декабря резко повысилась вероятность заключения между Россией, с одной стороны, и США-ЕС, с другой стороны, некой договоренности по белорусской теме, которая не только позволит снять накопившиеся противоречия двух сторон на белорусском направлении, но и легитимно решить данную ситуацию еще до проведения следующих президентских выборов.

- Какие процессы после выборов происходят в белорусской экономике?

Экономическая ситуация продолжает стремительно ухудшаться. Чтобы не быть голословным, приведу только несколько фактов. В стране ощущается столь острый недостаток валюты, являющийся следствием рекордного отрицательного баланса внешнеэкономической деятельности по итогам 2010 года – около 9,6 млрд долларов, что Нацбанк и правительство Беларуси приняли специальное постановление, которое ограничивает продажу валюты белорусским субъектам хозяйствования всего в размере 50 тысяч евро. Южнокорейская компания «Samsung» уже выступила со специальным заявлением, в котором объявила о прекращении контактов с белорусскими дистрибьюторами этой фирмы до возвращения ситуации в прежнее русло.

Кроме того, население в январе сполна расплатилось за предвыборный пи-ар действующего главы государства. Если в декабре с целью выполнения предвыборных обещаний Александра Лукашенко правительство смогло-таки титаническими усилиями печатного станка вывести среднюю зарплату по республике на 500 долларов, то в январе средняя зарплата составила уже 440 долларов. Т.е. стала меньше на 60 долларов. При этом инфляция за январь-февраль 2011 года составила уже около 4,8% или половину годового «плана». Люди обмануты государством в очередной раз. Сейчас все информационно грамотное население готовится к очередной девальвации белорусского рубля.

- Будет ли продолжено украино-венесуэльско-белорусское нефтяное сотрудничество?

- Насколько я понимаю, белорусско-венесуэльского нефтяного сотрудничества уже нет.  Вместо обещанных в 2010 году 4 млн. тонн венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ было поставлено всего около 2 млн. тонн, т.е. в 2 раза меньше. А вместо обещанных в 2011 году 10 млн. тонн венесуэльской нефти на тот же южный белорусский НПЗ будет поставлено всего 4 млн. тонн, т.е. в 2,5 раза меньше, и не венесуэльской, а азербайджанской, якобы в рамках сделок своп, что, естественно, не покрывает даже минимальных потребностей завода в нефти. И если не будет российской нефти, завод вынуждены будут остановить.

Кроме того, оказалось, что венесуэльская нефть почти в два раза дороже российской. С того момента, как мы стали получить нефть из Венесуэлы бензин в стране подорожал на 20%, в то время как в России его стоимость держится примерно на одном уровне, а в последние два месяца даже снизилась. Спрашивается: зачем Белоруссии такая нефть? Это один аспект.

Второй аспект заключается в том, что нефтепродукты, полученные на Мозырском НПЗ, Беларусь могла экспортировать только на Украину – европейцы свой рынок закрыли. Эту проблему в прошлом месяце уже подняли собственники украинских НПЗ, а в этом месяце, буквально на днях, премьер-министр Украины Николай Азаров пообещал решить этот вопрос в пользу национальных НПЗ. Т.е. украинский рынок будет закрыт для нефтепродуктов из Беларуси, неважно из какой нефти они сделаны – венесуэльской или азербайджанской. Если эти поставки выгодны, Украина сама сможет заключить с этими странами прямые контракты на поставку, и посредник в лице белорусского НПЗ здесь будет совсем не нужен.

- Есть ли шансы на перенос в Беларусь Ближневосточных "дней гнева"? - Что, вообще, способно (или нет такого риска) дестабилизировать внутреннюю ситуацию в Беларуси?

- Только при серьезном ухудшении социально-экономической ситуации, взрывном росте цен на продукты питания, за которым не будет поспевать рост зарплаты, или же в случае резкого обесценивания национальной валюты.

Только ухудшение ситуации способно вывести чрезвычайно боязливых белорусов на улицы. В отличие от Украины, которая имеет славные традиции Запорожской сечи, в нашей стране смелых, инициативных людей чрезвычайно мало – они практически все либо в тюрьмах (предпринимательское сословие и политически активная часть), либо уже уехали из страны в поисках самореализации.

- "Преемник Лукашенко" - кто может им быть?

- Такой сценарий как «преемник» в Беларуси вполне возможен. Только хотелось бы подчеркнуть, что в самом понятии «преемник» заложено очень серьезное противоречие. Дело в том, что формально Лукашенко может и назначит кого-то своим преемником. Однако дело заключается в том, что никто из нынешней белоруской номенклатуры и силовиков не сможет быть продолжателем, если можно так сказать, «линии Лукашенко». Любой человек, который придет после Лукашенко, должен будет разрушить всю систему созданную им, иначе в республике будет взрыв народного негодования.

Как он это будет делать (разрушать лукашенковскую модель государства, общества, экономики, политики) – с опорой на Россию, или с опорой на ЕС и США – это уже второй вопрос. Главное – нынешняя система может функционировать только при Лукашенко. Он уйдет – в стране будет создаваться абсолютно новая социально-экономическая и общественно-политическая реальность. Белорусам предстоит много работать. Они застряли в прошлом веке, и это отставание придется преодолевать в сжатые сроки, иначе страна откатиться на самые задворки Европы.

Юрий Баранчик

Фільтр
© 2009 АБВС (Академія Безпеки Відкритого Суспільства)