17 жовтня 2021 6:19
На головну Контакт Про академію Новини Аналітичні матеріали Події академії Семінари, конференції Інформаційні ресурси Форум
Аналітичні матеріали
Образ російської держави в свідомості білоруського громадянина...
18.03.2011

Александр Шпаковский: Образ российского государства в сознании белорусского гражданина выглядит неприглядно

Модель государства, сложившаяся в Беларуси с начала 90-х под воздействием кризиса требует серьезной модернизации. Сегодня Беларусь испытывает серьезное внешнее давление, которое усилилось после президентских выборов. О том, как развивается ситуации в Беларуси, как в этой стране воспринимают Украину и Россию директор Центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко общался с экспертом Центра комплексного анализа (Минск) Александром Шпаковским.

Беларусь переживает кризис значительно менее болезненно,  нежели некоторые иные страны

Как вы оцениваете сегодняшнюю социально-экономическую ситуацию в стране? Ощущает ли рядовой белорус воздействие глобального кризиса?
Сегодняшняя социально-экономическая ситуация в стране далека от идеальной. Отрицательное сальдо торгового баланса (до 8 млрд. долларов в 2010г.), значительные объемы внешнего долга, национальная валюта девальвирована более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, золотовалютные резервы страны за январь – февраль 2011 сократились на 621, 8 млн. долларов или более чем на 20 %. По прогнозу миссии МВФ, если не произойдет снижение дефицита счета текущих внешних операций, валовый внешний долг Беларуси в 2016 году достигнет 75% ВВП, а государственный внешний долг 29% ВВП.
Средняя заработная плата по стране составляет порядка 500 долларов США, а в Минске около 700 долларов, однако рост цен, в том числе на социально-значимые товары, «съедает» рост заработной платы. Привыкшие к «сытой» жизни периода 2004-2006 гг. белорусские граждане все больше начинают ощущать на себе дыхание рыночной экономики и капиталистических отношений. Тем не менее, стоит отметить, что благодаря титаническим усилиям правительства, командно-административным методам управления экономикой Республика Беларусь переживает кризис значительно менее болезненно,  нежели некоторые иные страны. В стране стабильно выплачиваются пенсии, социальные пособия, заработная плата, предприятия работают в штатном режиме.
 Еще в середине 90-х белорусское правительство твердо выбрало курс не на тотальную приватизацию и либерализацию экономики, а на сохранение государственной собственности, планирование экономической политики, мощную социальную направленность бюджета.  Все эти меры вкупе с серьезной экономической поддержкой в виде льгот по поставкам энергоносителей со стороны Российской Федерации привели к созданию на территории Европы некого белорусского «островка стабильности», слабо интегрированного в мировые финансовые схемы. Однако по мере ухудшения белорусско-российских отношений молодое белорусское государство столкнулось с серьезными экономическими вызовами, решить которые без серьезного реформирования социально-экономической модели не представляется возможным.
К слову сказать, встав на «тропу войны» с Беларусью, правительство Российской Федерации действует вопреки национальным интересам своей страны, что еще раз подтверждает тезис о том, что действия руководства Российской Федерации координируются и направляются в строгом соответствии с интересами крупного капитала.
На сегодняшний день белорусское правительство активно занимается поиском кредитных ресурсов для поддержания экономики страны, ищет по всему миру новые рынки сбыта для белорусской продукции. Основная отличительная черта белорусской внешней политики это многовекторность, о необходимости которой не раз говорил Президент Лукашенко. Получение финансовой помощи от стран Европейского Союза и США напрямую увязывается западными политиками с изменением внутриполитического устройства страны, допуску оппозиционных сил к процессам государственного управления, что означает утрату монополии на власть со стороны действующего Президента и является совершенно для него неприемлемым.  Правительство Российской Федерации обещания финансовой помощи ближайшему союзнику сопровождает требованиями о передаче наиболее прибыльных секторов белорусской экономики под контроль российского капитала, что фактически ведет к потере контроля над страной со стороны действующей власти и утрату государственного суверенитета.
Белорусская элита пытается сохранить «статус-кво», использовать кредитные возможности третьих стран: Китая, Венесуэлы, Ирана. Подобное сотрудничество, безусловно, является важным, но, на мой взгляд, необходима более активная инициация интеграционных процессов на постсоветском пространстве по линии Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан.

Политика переориентации Беларуси на Запад была прямым следствием торговых войн и экономического шантажа нашей страны со стороны Российской Федерации.

Как Вы охарактеризуете ситуацию в РБ после президентских выборов? На ваш взгляд, подтолкнули ли результаты выборов Лукашенко к пересмотру внутренней политики и в какую сторону? Какие новые приоритеты появились у Лукашенко?
Внутриполитическая ситуация в стране довольно напряженная. Под следствием находятся 7 кандидатов, оппонировавших Лукашенко на президентских выборах. Более 40 человек обвиняется в участии в массовых беспорядках. 7  человек уже осуждены белорусским судом, из них двое Иван Гапонов и Артем Бреус - граждане Российской Федерации. 4 человека из 7 осужденных приговорены к различным срокам лишения свободы от 3 до 4 лет. Подобная жесткость судебных приговоров и иные действия руководства страны после 19 декабря 2010 г.  показывают, что власть пошла на серьезные изменения своей внутриполитической доктрины в сторону ужесточения и свертывания либерализационных процессов. На сегодняшний день власть проводит тотальную зачистку политического поля, основные руководители белорусской оппозиции официально объявлены агентами влияния иностранных спецслужб, а события 19 декабря преподносятся властью как следствие спланированного заговора по свержению конституционного строя.
Начиная с 2008 г. белорусская власть пыталась «заигрывать» с Западом. Чтобы понравиться ему руководство Беларуси сделало ряд знаковых шагов: были освобождены политические заключенные, легализована оппозиционная периодическая пресса, внесены позитивные изменения в избирательное законодательство. Запад отвечал Лукашенко взаимностью: Беларусь получила солидные займы по линии МВФ (кредит в  3, 5 млрд. долларов), включена в программу ЕС «Восточное партнерство». Политика переориентации Беларуси на Запад была прямым следствием торговых войн и экономического шантажа нашей страны со стороны Российской Федерации. Подобная «прозападная» политика имела своих лоббистов в коридорах белорусской власти. Прозападно настроенными считались глава Администрации Президента (АП) Владимир  Макей, Председатель Госпагранкомитета Игорь Рачковский, министр культуры Павел Латушко, заместитель главы АП по вопросам идеологической работы Наталья Петкевич. Начиная с 2009 года, под контролем Натальи Петкевич работала группа экспертов Администрации Президента, перед которыми руководством страны была поставлена задача- разработать комплекс мер направленных на признание белорусских президентских выборов странами Запада. Однако, изменения должны были быть внешними, косметическими и не затрагивать основные тактические вопросы избирательного процесса.
Поэтому,  прошедшие президентские выборы состоялись в необычно свободной атмосфере. Центризбиркомом были зарегистрированы все кандидаты в Президенты, подавшие необходимые документы, агитация была свободной и непрерывной, оппозиция получила достаточное количество эфирного времени на ТВ. 9 оппозиционных кандидатов, борющихся с Лукашенко должны были создать у населения образ нестабильности и размытости, раздробить на мелкие составляющие оппозиционное электоральное поле. Кроме того, была предпринята попытка формирования т.н. легальной, «вменяемой» оппозиции, в роли которой выступили кандидаты Михалевич и Терещенко.
Подобные «косметические» меры вкупе с жестким контролем за формированием и работой избирательных комиссий со стороны местных исполнительных органов власти должны были обеспечить признание белорусских выборов со стороны Запада и в тоже самое время дать нужный результат- победу с большим перевесом кандидата Лукашенко. К слову, Запад был готов признать подобный результат президентских выборов в Беларуси. В ноябре 2010 г. на встрече с представителями белорусской оппозиции в Вильнюсе об этом говорил представитель Литвы при ПАСЕ доктор Варейкис, Беларусь посещали министры иностранных дел Польши и Германии Сикорский и Вестервелле, многие другие европейские чиновники высокого ранга.
Однако, подобная «гласность» и активизация политических процессов привели к росту политической нестабильности в Беларуси, падению рейтинга действующего Президента, росту протестных настроений. Предоставленное эфирное время кандидаты от оппозиции использовали как публичную трибуну для критики власти и призывов граждан для участия в акциях протеста. Белорусский «островок стабильности», характеризовавшийся низкой политической активностью, захлестнуло цунами большой политики, грозящее повергнуть страну в хаос. 19 декабря 2010 был апогей политической активности в Республике, когда протестующие в количестве 10-15 тысяч человек решили дать свою оценку прошедшим в стране выборам у стен Центральной избирательной комиссии. Массовые беспорядки сопровождались погромами административных зданий, жестким применениям силы со стороны власти, массовыми арестами и обысками у инакомыслящих по всей стране. Подобные действия белорусских властей получили резко негативную оценку на Западе, привели к введению в отношении Беларуси санкций различного характера, замораживанию контактов, сведя на нет все достижения диалога последних лет. Резко негативную оценку прошедшим президентским выборам дал Александр Лукашенко, основные архитекторы прошедшей кампании Наталья Петкевич и глава Белтелерадиокампании Александр Зимовский, были уволены с государственной службы, как провалившие идеологическую работу в стране. Вместе с тем власть «заморозила» проект создания т.н. «легальной оппозиции». Вместе с остальными кандидатами был арестован Алесь Михалевич, в период избирательной кампании проявлявший лояльность к власти и пользовавшийся негласной поддержкой отдельных чиновников высокого ранга.
Резко ухудшились отношения Беларуси и Запада. В своих публичных выступлениях Александр Лукашенко подверг Запад резкой критике, обвинив в том, что «они пытались нас обмануть», особенно жестко Президент высказался в отношении Польши и Германии, ресурсные центры которых материально поддерживают белорусскую оппозицию. Риторика Президента дает основания полагать, что внутренняя политика будет ужесточаться. Тем не менее, уже в существующих условиях действующая власть должна понимать необходимость диалога с обществом, налаживания международных отношений, иначе Беларуси грозит изоляция, в перспективе - бунт, раздел государственной собственности и существование на правах страны- сателлита более могущественных соседей.

Изоляция Беларуси со стороны Запада очень ощутима

Можно ли говорить о  разгроме оппозиции в Беларуси после выборов? На ваш взгляд, какой процент жителей РБ реально не поддерживают режим Лукашенко?
О разгроме оппозиции говорить пока рано и это вряд ли возможно. Несмотря на волну репрессий со стороны власти ряд оппозиционных структур даже усилили свое влияние, политические процессы обсуждаются в обществе, оппозиция на слуху. Запад обещает белорусской оппозиции значительную финансовую поддержку, что делает ее перспективы в борьбе за обретение политической власти более реальными. Другое дело, что в белорусской оппозиции ощущается кризис идей и кадровый голод. При анализе возрастной структуры демократических лидеров становится очевидным, что большинство из них представляют две возрастные группы: молодежь до 30 лет без опыта системной работы и навыков государственного управления, а также люди пожилого возраста после 60 лет с отсутствием современного свежего взгляда на внутриполитические процессы. В среде лидеров демократического движения фактически отсутствует наиболее перспективная возрастная прослойка 35-50 лет, что осложняет подбор и расстановку кадров на руководящие должности в оппозиционных структурах, разработку и реализацию перспективных идей по освоению электорального поля.
Оппозицию в той или иной форме поддерживают до 20% населения Беларуси, режим Лукашенко не поддерживают до 40% населения. На прошлых президентских выборах значительный процент граждан (по данным власти около 6%, по данным независимых источников около 15%) поддержали кандидата «против всех», что свидетельствует об электоральной усталости населения от классического противостояния Лукашенко-оппозиция, от вечных побед и несменяемости одного и от слабости и ущербности идей других.
Это говорит о потребности создания в стране некой «третьей силы» в мягко оппозиционном контексте, партии национального интереса, отстаивающей не революционный, а эволюционный путь развития страны, призванной обеспечить спокойную преемственность власти в белорусском государстве.
Ощущается ли в Беларуси изоляция со стороны Запада? Как ее воспринимают рядовые жители? Насколько влияет Польша на ситуацию в РБ?
Изоляция Беларуси со стороны Запада очень ощутима. Шенгенские соглашения и ограничения по выдаче виз больно бьют по рядовому белорусу, лишая граждан РБ возможности коммуникации со странами Запада. Более 70% белорусских граждан ни разу не посещали страны ЕС и США. В некоторой степени подобная ситуация является для стран Запада выгодной, так как создает у белорусского обывателя миф о «счастливой загранице» и «капиталистическом рае», что часто используют в своей пропаганде оппозиционные силы. Также визовые ограничения используются для создания в белорусском обществе путем выдачи разнообразных аусвайсов типа «карты поляка» группы «избранных» граждан, которым открыты для посещения страны ЕС.
Влияние Польши на ситуацию в РБ не значительно, осуществляется в основном через подконтрольные польскому МИДу структуры гражданского общества на территории Беларуси, а также, в некоторой степени через костел. Польша традиционно считает Беларусь зоной своего влияния, что выливается в поддержку некоторых оппозиционных групп со стороны польского правительства, до недавнего времени Польша пыталась быть основным игроком политики «втягивания», которую ЕС активно проводил в отношении Беларуси. Глава польского МИДа Радослав Сикорский был частым и желанным гостем официального Минска. На сегодняшний день ситуация в отношениях между странами крайне напряженная, что является совершенно недопустимым, учитывая отношения соседства, некоторую историческую и культурную общность, соображения экономической выгоды. Странам необходим открытый честный диалог на уровне руководителей государств, решение спорных вопросов.

Как в Беларуси воспринимают  Союзное государство с Россией? Изменились ли настроения белорусов в отношении России в свете перманентных столкновений Лукашенко с ее руководством?
Союзное государство Беларуси и России на сегодняшний день существует только на бумаге. Реанимировать это государственное образование вряд ли удастся. Республике Беларусь выгодно было бы стратегическое партнерство с Россией, выгодным партнерство такого рода является и для Российской Федерации, однако, как уже отмечалось выше, руководство РФ действует вопреки национальным интересам своей страны, полностью подчиняя внешнюю политику России интересам крупного капитала.
Антироссийских настроений в Республике Беларусь нет, однако сам образ российского государства в сознании белорусского гражданина выглядит неприглядно:  кричащее социальное неравенство, разворованная государственная собственность, коррумпированная власть, олигархи, криминализация, терроризм. Именно такие ассоциации возникают у белоруса при упоминании Российской Федерации. В Беларуси непопулярна идея интеграции с Россией, не говоря уже об утрате государственного суверенитета и вступлении в состав Российской Федерации.

Идея интеграции будет популярной как в Украине, так и в Беларуси

Как вы считаете, будет ли популярной идея интеграции РБ с Украиной? Как вообще белорусы воспринимают Украину и украинцев?
Рядовые граждане Республики Беларусь хорошо относятся к Украине и украинцам. Между гражданами двух государств существуют тесные связи, оставшиеся с советских времен. Украина продолжает оставаться одним из основных объектов посещения белорусских туристов. В Беларуси популярны определенные украинские товары, в частности алкогольная продукция и кондитерские изделия. Украина – практически единственная из стран – соседей с которыми у нас нет исторических и территориальных противоречий. Исторически Беларусь и Украина очень схожи. Оба народа были объектами агрессии со стороны России и Польши. Я считаю, необходимо активизировать белорусско-украинские отношения, вместе нам будет легче противостоять глобальным вызовам современного мира, сохранить нашу аутентичность, улучшить благосостояние наших народов, полагаю, что при правильной подаче информации идея интеграции будет популярной как в Украине, так и в Беларуси.

Фільтр
© 2009 АБВС (Академія Безпеки Відкритого Суспільства)