22 травня 2019 0:18
На головну Контакт Про академію Новини Аналітичні матеріали Події академії Семінари, конференції Інформаційні ресурси Форум
Аналітичні матеріали
Заручники репутації
25.02.2019

Это решение стало результатом провала накануне усилий социалистов найти через политический компромисс выход из затяжного конституционного кризиса в Каталонии. Обе стороны оказались заложниками набирающего силу испанского национализма как идейного оппонента сепаратизму и усматривающего в любых попытках власти договориться с сепаратистами предательство Конституции и путь к развалу страны. Вместо поиска договоренностей правящий класс страны выбрал путь полного разгрома сепаратизма силой с помощью правовых инструментов.
Правительство меньшинства социалистов, верное своим обещаниям при назначении в июне прошлого года при поддержке депутатов от каталонских и баскских сепаратистов, честно вело с сепаратистами трудные переговоры, на которых каталонцы требовали обсуждать весьма острые темы: пути усиления самостоятельности региона, недопущение суда над своими лидерами и назначение международного посредника с неясными полномочиями. Все это не согласуется с Конституцией, велось в условиях тотального недоверия со стороны каталонцев. Но, по замыслу, должно было привести к примирению. На последнем этапе переговоров правительство согласилось подумать о посреднике, но быстро отказалось от этой идеи, когда каталонцы начали жестко увязывать дальнейший диалог с отказом правительства от судебного процесса над некоторыми лидерами.
Ситуацию действительно осложняли начавшиеся 12 февраля слушания в Верховном суде дела о сепаратизме в Каталонии, на которых предстала лишь часть политиков провинции. Этот судебный процесс был задуман еще предыдущим правительством консерваторов Мариано Рахоя, но правительство социалистов его не прекратило. Когда стало ясно, что суд все же состоится, каталонцы выдвинули ультиматум, в котором увязали проведение суда со своей поддержкой бюджета на 2019 год. Шантаж заключался в угрозе свержения правительства в случае провала бюджета, что автоматически ведет в досрочным парламентским выборам. Мудрость этого шага каталонцев остается весьма спорной, значительная часть видных сепаратистов, включая мэра Барселоны Ады Колау, сочли его большой ошибкой, поскольку он ведет к смене правительства умеренных противников сепаратизма правительством рьяных его противников.
Подчеркнем, что социалисты решили выйти из переговоров с каталонскими сепаратистами еще 8 февраля, до массовых протестов в Мадриде. Они уже тогда совершили полный разворот своего политического курса по выведению страны из конституционного кризиса в Каталонии путем восстановления отношений с лидерами провинции, который считали своим приоритетом, на более агрессивный курс. Тем не менее, слухов и домыслов о "предательстве" П.Санчеса оказалось для правых сил достаточно, чтобы углубить политический кризис и на этой волне вернуть себе утраченную власть. 10 февраля, накануне судебного процесса в Мадриде, правые силы вместе с националистами провели массовый (более 45 тысяч участников) митинг протеста против согласия правительства ввести в переговорный процесс с каталонскими сепаратистами международного посредника, называя это предательством интересов страны, потребовали роспуска парламента и проведения досрочных выборов. Прием был не совсем честным, зато действенным. Правительство оказалось зажатым сразу двумя политическими противниками и довольно быстро согласилось на досрочные выборы. В итоге социалисты оказались такими же противниками каталонского сепаратизма и приверженцами использования для их разгрома судебной системы, как и консерваторы. Поэтому они не прекратили судебный процесс, хотя и отдавали себе отчет в рискованности такой затеи для своего пребывания у власти.
Демарш каталонских сепаратистов был спровоцирован тем, что приблизило 12 февраля — дату начала в Мадриде суда над отдельными сепаратистами, которому обе стороны придают большое значение. Власть обвиняет 8 региональных политиков в восстании против центральной власти и грозит им до 25 лет лишения свободы. Еще 12 политиков и чиновников обвиняют в растрате бюджетных денег на подготовку и проведение незаконного референдума. Всего в 2017 году испанские власти предъявили обвинения 20 каталонским политикам за их роль в движении за независимость провинции. Наиболее видным среди арестованных оказался Ориол Хункерас, бывший заместитель лидера Каталонии и глава партии левых республиканцев. Девять из 12 арестованных уже отсидели в заключении более года, всем им было отказано в праве выйти под залог до суда.
Для сепаратистов сам факт рассмотрения в суде своего дела, которое они считают политическим, а не правовым, создает сложную дилемму: либо полный отказ от своих претензий на независимость и признание собственного поражения, либо переход к открытым формам борьбы. Но последнее не согласуется с их желанием остаться частью Евросоюза, поскольку в своей борьбе они акцентируют именно на правах нации и человека. А центральная власть как раз толкает их к роковому выбору. Поэтому сепаратисты пытаются, с одной стороны, добиться для своих лидеров оправдания путем переноса суда в Барселону, что позволяет рассчитывать на справедливое рассмотрение дела. С другой стороны — они пытаются дискредитировать в Европе судебную систему Испании как часть фальшивой демократии.
Для власти это тоже сложный судебный процесс. Верховный суд Испании рассматривает основные обвинения, другие суды в Мадриде и Каталонии также рассматривают дела, связанные с событиями в сентябре 2017 года. А дела эти внутренне противоречивы. Так, дело по обвинению в подстрекательстве к неповиновению центральным властям в отношении Хосе Траперо, начальника региональной полиции Каталонии, рассматривает национальный суд Испании. Десяткам мэров городов в Каталонии выдвинуто обвинение в содействии незаконному референдуму. Вместе с тем 20 испанских полицейских ожидают решения суда в Каталонии по обвинению в насилии против граждан, голосовавших на референдуме. В двух случаях полицейские, выполнявшие приказы своего руководства из Мадрида, уже признаны виновными.
С дискредитацией суда у сепаратистов тоже не все проиграно. В Европейском Союзе он рассматривается как "бравый кавалерийский наскок" правительства, поскольку там отношение к региональному сепаратизму более осмотрительное и тонкое. Мадрид же сам превратил данный процесс в важное событие для сохранения репутации испанской демократии, на котором правосудие должно доказать всему миру, что это не политическая расправа. Ведь главные лидеры каталонского сепаратизма остаются недоступными для испанской Фемиды именно вследствие позиции правосудия Европы, где постановления Верховного суда Испании об их экстрадиции сочли необоснованными. Лидер сепаратистов К. Пучдемон продолжает жить в Бельгии, как и 7 других политиков, бежавших из Испании в другие страны Европы.
Каталонские политики предвидят, что трудные приговоры вызовут массовые протесты в провинции, в Испании и в Европе, подчеркивают, что акты насилия во время референдума совершали только испанские полицейские. Они пытаются дискредитировать состав судей, от которых сложно ожидать справедливого приговора. Как результат, накануне процесса репутация судебной системы Испании оказалась подмоченной в Европе настолько, что премьер П.Санчес счел необходимым отправиться 7 февраля в Страсбург, встретиться там с руководством Европейского суда по правам человека, Совета Европы, Евросоюза и попытаться убедить их в том, что судебная система страны способна выносить политически незаангажированные решения.
Центральная власть надеется прозрачным судебным процессом доказать Европе, что лидеры регионального правительства Каталонии все-таки совершали уголовные преступления, в частности, вели "массовую кампанию дезинформации". Но здесь как раз и сложность, поскольку к дезинформации скорее причастен Кремль. Но Россия использовала во время каталонского кризиса высокие IT-технологии, что позволяет ей и доныне отрицать в правовом поле свою причастность. Испания еще в ноябре 2017 года предостерегала Россию не вмешиваться в сепаратистское движение в Каталонии, правда, прямых доказательств не предоставила. Позднее подразделение Евросоюза East StratCom Task Force, руководство разведки Германии и демократы в докладе в Сенатском комитете США по делам разведки подтвердили причастность Кремля, но все равно неопровержимых доказательств не представили.
Вместе с тем следует признать, что осенью 2017 года авантюрно выступившее за независимость провинции правительство Пучдемона не приняло во внимание ряд важнейших моментов. В частности, результаты опросов, ясно указывавшие на раскол населения Каталонии по вопросу независимости примерно пополам, а также тот факт, что партии, ратующие за независимость, неспособны набрать в местном парламенте 50% голосов за свои предложения. Сейчас ситуация в Каталонии остается нестабильной: правящая коалиция сепаратистов развалилась, власть правительства Ким Тора стала хрупкой, но это не мешает ему двигать дело независимости даже без конкретного плана.
В этих условиях правые и ультраправые силы в Испании ощутили, что наступил удачный момент для перехвата власти и окончательного разгрома каталонского сепаратизма. Последние опросы общественного мнения показали, что социалисты впереди с 30% поддержки, но две ведущие правоцентристские партии вместе имеют больше поддержки и способны выиграть парламентские выборы.
Смогут ли консерваторы и правые разрешить текущий кризис путем разгрома сепаратизма в суде? Вряд ли. Ведь основной повод для роста сепаратизма в Каталонии — право на более справедливое использование собственных налоговых поступлений — так и не решен. По сути, центр отстаивает свое право самовольно и в нарушение достигнутых в середине 2000-х договоренностей отбирать у богатой Каталонии значительную часть ее налогов, что вызывает справедливую обиду и горечь. Правящий класс Испании пока так и не смог найти правильный баланс между национальным суверенитетом и правом наций на самоопределение — двумя принципами, записанными в уставе ООН.  

«Зеркало недели»

Фільтр
© 2009 АБВС (Академія Безпеки Відкритого Суспільства)